- Первые нападки на храмы начались в период гражданской войны в России в 1918-1921 годах. Боевые действия враждующих сторон, немецкая оккупация в 1918 году благоприятствовали созданию всевозможных бандитских формирований, которые грабили церкви и молитвенные дома. Особенно пострадали в этот период сельские храмы, католические костелы и иудейские синагоги.
-"В одной православной церкви, восьми синагогах, четырех кирхах и трех римско-католических церквах ценностей не обнаружено, т.к. они очень бедные, а имевшиеся ранее у них ценности разграблены в свое время проходящими бандитами", - читаем в газете тех дней. Много драгоценностей было вывезено и священнослужителями, эмигрировавшими за границу вместе с отступающими войсками немцев, французов, греков, Деникина и Врангеля.
- Разруха и голод в 1921 и 1922 годах также нанесли сильный удар по храмам. 8 марта 1922 года Всеукраинский центральный исполнительный комитет принял постановление "О передаче церковных ценностей в фонд помощи голодающим". В нем говорилось: "Ввиду неотложной необходимости спешно мобилизовать все ресурсные органы, могущие послужить средствами борьбы с голодом и для обсеменения полей, ВЦИК постановил:
-1. Предложить местным Советам в месячный срок изъять из церковного имущества, как переданное в пользование группам верующих всех религий по описи и договору, так и не переданные им еще по договору - все драгоценные предметы из платины, золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, изъятие которых не сможет существенно затронуть интересы самого культа, и передать их органу Уполнаркомфина со специальным назначением в фонд ЦК помгола (Центральная комиссия помощи голодающим).
- 2. Изъятые имущества поступают в особый фонд на особые нужды и обращаются исключительно на нужды помощи голодающим в порядке, предусмотренном особой инструкцией, выработанной ЦК помгола по согласованию с Наркомюстом и Уполнаркомфином...
-
-
- 7. Сокрытие драгоценного имущества, сданного в руки верующим по договору, карается как растрата достояния УССР.
- 8. ЦК помгола о всех ценностях, поступающих из церковного имущества, и об их расходовании публикует периодически в печати, причем, в местной печати публикации должны содержать подробный перечень изъятых из местных храмов, молелень, синагог, мечетей и т.д. с указанием названий этих храмов.
- Председатель ВУЦИК Г.Петровский".
- В Николаеве губернская комиссия по  [ изъятию >   < церковных >   < ценностей >  приступила к работе 25 апреля 1922 года. Такие комиссии были созданы во всех уездах губернии.
- С 5 по 13 мая 1922 года в Губфинотдел уже поступило более 48 пудов серебра. 25 мая было изъято уже 182 пуда. Темпы  < изъятия >   < церковных >   < ценностей >  были очень высокими. По состоянию на 6 июня 1922 года Николаевская губернская приходно-расходная касса отправила Управлению Наркомфина в г. Харьков (тогда столица УССР)  < церковных >   < ценностей >  202 пуда 37 фунтов 67 золотников 58 долей серебра. Причем нужно отметить, что  < изъятие >   < церковных >   < ценностей ]  по всей губернии прошло спокойно, без эксцессов. Священнослужители и верующие с глубоким пониманием отнеслись к этому решению государства, сознавая, что помощь голодающим - святое дело всех граждан страны.
- Всего же по Николаевской губернии, согласно "Ведомости изъятых церковных ценностей за все время кампании", было изъято: серебра - 290 пудов 23,5 фунта 57 золотников 92 доли; золота - 14 золотников 66 долей, 3 золотые монеты по 5 рублей и серебряных монет на сумму 1184 рубля 55 копеек. В том числе по городу Николаеву было изъято из храмов: 43 с лишним пуда серебра, серебряные монеты, золотой брелок с 7 алмазами, две коронки с 16 бриллиантами, венец из материи, обшитый жемчугом, золотой крест с 15 бриллиантами, жемчуг, золотые накладки с алмазами и т.д. Таким весомым был вклад николаевских храмов в дело помощи голодающим. Для полной ясности привожу расшифровку старых мер измерения: 1 пуд = 16,38 кг; 1 фунт = 409 граммов; 1 золотник = 4,266 грамма; 1 доля = 44,43 миллиграмма; 1 гран = 64,8 миллиграмма.
- Следующим шагом наступления на храмы было создание в СССР союза воинствующих безбожников. Созданный в 1925 году на съезде корреспондентов газеты "Безбожник" союз поставил своей целью идейную борьбу с религией во всех ее проявлениях. Союз безбожников занимался пропагандой атеизма, созданием музеев и выставок, выпуском научной и научно-популярной литературы, проводил работу по внедрению в быт новых, безрелигиозных праздников и обрядов. Отделения этого союза были созданы во всех республиках СССР, областях, районах, городах и даже в крупных селах. В Николаеве отделение союза воинствующих безбожников находилось в здании закрытой караимской кенасы. До 1929 года работа союза безбожников велась на уровне лекций, диспутов, конференций. Но вот 7 января 1929 года во Дворце Труда в Николаеве был проведен диспут на тему "Религия - классовый враг трудящихся". В диспуте по докладу председателя николаевского отделения союза воинствующих безбожников профессора Федоровского приняли участие священник Филатов, от евангелистов - гражданин Вилкин, члены союза безбожников Вайсман, Кузин, Ангарский. Газета "Красный Николаев" 10 января 1929 года писала: "Настоящая дискуссия является началом большого похода, который организует союз безбожников".
- О том, как проходил этот поход, мы расскажем в следующих публикациях.